Воинские формирования

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Части ПВО на защите Саратовского неба.

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

chasti pvoВведение: Саратов - город прифронтовой.

Всё дальше и дальше в прошлое уходит  тот страшный  1941 год, который  обозначился  словом «война». Мы забываем  имена погибших земляков,  часто не знаем, где погибли  наши деды, уже мало кто помнит, как трудно было  в те годы людям, мало кто знает, что и наш город  не миновала война.
   Самые крупные промышленные города на берегах Волги в период войны - Горький, Саратов и Ярославль - были арсеналом производства боевой техники и вооружения для армии. Прямо отсюда боевая техника отгружалась или направлялась своим ходом на фронт. Поэтому, готовясь к летнему наступлению 1943 года, авиация противника по заданию Вермахта планировала наносить массированные удары именно по этим городам. Основной их целью было подавить и разрушить военную промышленность этих городов и прилегающих районов.

 

Уже в 1941 году - в самый первый год войны - вражеская авиация проникала вглубь нашей страны на 800-1200 километров.
 Противовоздушная оборона Горького, Саратова и Ярославля начала создаваться только с началом войны. Ее укрепление было организовано в основном к 1943 году.
  большой интерес для противника представляли город  Саратов и область.  Враг знал, что здесь сосредоточены важнейшие объекты стратегического и народнохозяйственного значения, работали заводы - нефтеперерабатывающий, авиационный, подшипниковый…
   В связи с тяжелым военным положением советских войск на фронте сюда переместилась значительная часть производительных сил страны. Были эвакуированы сотни крупных предприятий. И почти каждое из них, независимо от вида выпускаемой продукции, обязательно что-то делало для фронта. В Саратове разместились правительство РСФСР, штаб Приволжского военного округа (ПриВО).
А в годы Сталинградской битвы  огромное значение  для  снабжения  наших войск играл мост через реку волга в районе нашего поселка.
 Советское правительство задолго до нападения фашистской Германии хорошо поняло необходимость создания и укрепления современных сил противовоздушной обороны. В декабре 1930 года Реввоенсовет принял постановление "О противовоздушной обороне тыла". Промышленность в короткий период разработала комплекс АЗ, в который входили: аэростаты, самоходные установки, газгольдеры и другая техника.
 Цель моего реферата рассказать о том, как в годы войны  различные воинские подразделения защищали  наше небо от фашистских захватчиков. Показать мужество и героизм  наших земляков.  В работе я использовала  литературу о войсках  ПВО и документы  Центрального  Архива Министерства Обороны СССР.

  Образование  Саратовского дивизиона  ПВО.

В августе 1941 года в Саратове  начали сосредотачиваться отдельные части ПВО.
 14 ноября 1941 года Саратовский городской комитет обороны принимает решение о введении угрожаемого положения с воздуха в Саратове,  Энгельсе и прилегающих к ним районах. Это обязывало ускорить формирование такого соединения противоздушной обороны, которое могло бы обеспечить защиту важнейших объектов и населения Саратова и области от налетов вражеской авиации
 31 декабря того же года на территории Саратовской области в границах Чембар - Романовка - Елань - Палласовка - Новоузенск - Балашов - Пугачев - Колышлей был сформирован Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО.
С 10 апреля 1944 года преобразованный в 5-й корпус ПВО, дошедший впоследствии до Берлина.
   Город Саратов с воздуха прикрывал Саратовско-Балашовский дивизион ПВО и 144-я истребительная авиационная дивизия.
   В Саратовско-Балашовский диврайон ПВО вошли части воздушной разведки, зенитной артиллерии, прожекторные части и аэростаты заграждения. В оперативное подчинение Сар-Балдива с декабря 1941 года вступила 144-ая истребительная авиадивизия ПВО.
 В составе войск ПВО защиту от налетов на малых высотах обеспечил 4-й ОДАЗ (48 постов). К сожалению, из-за острой нехватки водорода аэростаты поднимались только одиночными, на высоту до 2000 м- 2500 м.
Состав Саратовско-Балашовского диврайона и 144-й истребительной авиадивизии, прикрывавших с воздуха Саратовское Поволжье, насчитывал 41 боевой экипаж истребительной авиации. Для ночных действий было подготовлено 23 экипажа истребителей;
Зенитных орудий среднего калибра имелось 192, зенитных орудий малого калибра 72, пулеметов 90, станций орудийной наводки 4.
 Зенитных прожекторов 98, аэростатов заграждения 48.1
В январе 1942 года Комитет обороны принял очень важное решение о строительстве новой рокадной железной дороги: Сталинград - Саратов - Сызрань - Ульяновск. 340-километровый участок магистрали в суровых условиях войны был построен за 132 дня.
  В феврале 1942 года были зафиксированы первые разведывательные полеты вражеской авиации над Саратовом, а затем вновь 20-22 апреля.
   Шла война. В связи с большими потерями на фронтах и необходимостью охраны тыловых объектов от налетов вражеской авиации Государственный комитет Обороны 23 марта и 13 апреля 1942 года принимает постановление о массовом приеме на службу в войска противовоздушной обороны страны женщин-бойцов.
1.ЦАМО, фонд 89 ОЗАД, опись 47645/с, дело  1, с. 2.
 28 марта 1942 года Бюро ЦК ВЛКСМ объявило первую Всесоюзную комсомольскую мобилизацию девушек в Войска ПВО. Объяснялась она не только большими людскими потерями на фронтах, но и предстоящей битвой под Сталинградом. Постановление обязывало горкомы и райкомы комсомола совместно с военкоматами срочно - менее чем за две недели - призвать сто тысяч девушек. Звала Родина, звали подвиги героев.   И девчата должны были стать частицей той самой силы, которая могла бы  остановить врага. В войска ПВО в 1942-1943 годах пришли  350 тысяч комсомолок.
   Саратовский комсомол направил в части Саратовско-Балашовского диврайона ПВО 1844 девушки. Они успешно прошли курс боевой подготовки в освоении военных специальностей номеров дальномерного расчета и приборного отделения, телефонистов, радистов и воздушных разведчиков. Они стали специалистами  вносовцами, зенитчицами, летчицами, прожектористками и аэростатчицами.2

В  тревожные летние дни 1942-го военного года: фашистские полчища теснили наши войска и рвались к Сталинграду. Противник строил далеко идущие планы. На картах гитлеровцев, взятых в плен, были указаны сроки оккупации волжских городов: 25 августа 1942 года - овладеть Сталинградом, 15 сентября - взять Саратов От Сталинграда до Саратова рукой подать. Для любого моторного транспорта - это не расстояние. Потому в конце июня 1942 года район Саратова подвергся бомбовым ударам германских ВВС.
"Мишенью №1", обеспечивающей бесперебойное движение эшелонов с военной техникой, на картах немецко-фашистских летчиков был наш Саратовский железнодорожный мост через реку Волгу, соединяющий железнодорожную линию Саратов - Уральск - Астрахань.
 "Стоять насмерть, но мост через Волгу сохранить" - такова была задача. Он, по сути, был связующим звеном между Сибирью и Уралом, и левого берега с правым.
Начались "налеты" - ночные (только ночные) бомбежки фашистскими самолетами саратовского железнодорожного моста.
По нему шло снабжение  армий, воевавших в Сталинграде, всем необходимым с нашей стороны.  Для немцев разбомбить мост было очень важно. Между прочим, выстроен мост был лет за десять до войны из стали, изготовленной на германских заводах "пушечного короля" - Круппа.
 В те дни война пришла и непосредственно на территорию округа. Город Саратов, бывший ранее тыловым, превратился в прифронтовой город. Промышленные предприятия стали объектами жестоких и продолжительных бомбардировок фашистской авиации.
В ночь с 25 на 26 июня 1942 года впервые были совершены налеты на Саратов.
В первом налете участвовало 6, во втором -10 самолетов. Они совершали так называемые "звездные налеты", то есть с пяти сторон одновременно.
2.А. Худзик Эхо войны: ОАО «Полиграфист», г. Сартов,  с.14.
По приказу местных властей во дворах всех домов города Энгельса каждая семья обязана была вырыть "убежище" - яму, накрытую бревнами. Поражало то, что земля, привычно темно-серая на поверхности, оказалась тускло-желтой на глубине. Но укрываться не пришлось. Бомбежки происходили все-таки далеко, прямой опасности не ощущалось, да сказалось и наше главное, - российское - беспечность, надежда на авось. Но по утрам в огородах то и дело попадались осколки снарядов, которыми наши зенитки обстреливали немецкие самолеты. По ночам стук осколков этих по крыше домов был ясно слышен.
 Однажды, семья бабушки моей подруги, проживавшая  неподалеку от моста в домах железнодорожников,  нашла громадную зазубренную кусмину осколка.  Он глубоко врезался в землю как раз у столба ворот. Попади такая махина в крышу - наверняка пробила бы.
А 26 июня в течение суток авиация противника произвела "звездный" налет одиночными самолетами и группами по 2-3 самолета, эшелонировано по времени 10-15 минут.
9 июля того же года огнем зенитной артиллерии и зенитными пулеметами был сбит "Хенкель-111" при бомбардировке ГПЗ-3. 27 июля группа "Хенкель-111" до 8 самолетов на ГПЗ-3 сбросила 8 ФАБ, 15 осветительных бомб и разрушила склад. 1 августа 13 самолетами бомбардировке подверглись: с. Узморье - 2 ФАБ, г.Маркс - 9 ФАБ, караван судов на р. Волге в районе Добринки, г. Красноармейск - 3 ФАБ. 1-15 августа было зафиксировано 76 самолетов. 16-31 августа авиация противника вела разведку.3

 9 сентября 1942 года в области было введено военное положение, а через три дня и в Саратове. Саратовская область стала прифронтовой и вошла в состав оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного, Воронежского) фронта.
   В сентябре-октябре 1942 года на оборону г. Саратова и г. Энгельса были направлены 54-й, 139-й и 181-й бронепоезда. Личный состав части ПВО, состоявший в основном из женщин, проявил большую стойкость и отвагу, в результате чего только четвертая часть вражеских самолетов прорвалась к оборонным объектам. ПВО Саратовского Заволжья оправдала свое назначение: промышленность, транспорт, энергетика и связь работали бесперебойно.
  21 сентября был очередной налет на Саратов.
 3 и 26 октября бомбардировке подверглась ст.Гмелинка, 25- ст.Палласовка.
   В войну вся боевая деятельность была покрыта тайной секретности. И никто  не знал о том, что в 1942 году в небе Саратовского Поволжья было сбито 4 вражеских самолета и что в 1943 году зенитчики и летчики уничтожили 16 фашистских стервятников.
3. Там же с. 17
.12-27 июня 1943 года противник нанес по г. Саратову 9 ударов "звездным" налетом 423 самолетами. Вражеская авиация с 12 по 27 июня 1943 года произвела 9 ночных налетов на Саратов, в которых участвовало 420 бомбардировщика.
  В небе Саратова героически сражались с фашистскими стервятниками летчики Краснознаменной авиационной части округа лейтенант А.В.Николаев, младшие лейтенанты А.Ф.Швецов, А.П.Фадеев, В.Т.Некрасов, М.Е.Воронцов, Н.Ф.Киселев, старшие лейтенанты А.А.Гончаренко, А.М.Халявка, капитан В.Н.Титов.
   Отважно сражался с вражеской авиацией истребительный женский авиационный полк, сформированный под руководством прославленной летчицы- Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой.
   Осенью 1942 года, в период участившихся налетов немецко-фашистской авиации на город Саратов, летчицы этого полка смело вступали в бой с вражескими стервятниками и наносили им значительный урон.
   В одном из первых воздушных боев над Саратовом отважная летчица полка лейтенант Валерия Михайловна Хомякова в ночь на 25 сентября 1942 года сбила вражеский самолет "Ю-88", пилотируемый немецким асом. На следующий день в городском театре, до отказа переполненном горожанами, в торжественной обстановке смелой летчице В.М.Хомяковой был вручен орден Красной Звезды.
Активные средства ПВО в Саратовском Поволжье уничтожили, таким образом 20 вражеских самолетов
 
Батальоны Воздушно наземного оповещения связью на защите Саратова.
 
  Для защиты неба от врага нужны были и зоркие часовые неба - воздушные наблюдатели. Эта служба была необходима. В систему противоздушной обороны страны ее ввели в качестве первичного звена. Это были "глаза  и уши" противовоздушной обороны.
   Достаточно сказать, что только по боевым донесениям воздушных разведчиков  за 20-30 минут до появления вражеского самолета над Саратовом об этом уже знало командование дивизии. За это время можно было успеть поднять активные средства ПВО. Не случайно Главный пост и штаб Саратовско-Балашовского диврайона был совмещен со штабом и батальонным постом 17-го ОБ ВНОС. Там, на горе Алтынной, работали офицеры штаба и лучшие, самые талантливые радистки.  
   Ошибка воздушного разведчика могла привести к уничтожению крупных объектов, больших материальных ценностей, а также гибели сотен людей. Воздушная разведка, утомительная своим однообразием, требовала от девушек огромного напряжения. До боли в глазах днем и ночью всматривались они в небо. Саратовской области, и по-настоящему ощущалось горячее дыхание войны. Наряду с  воздушной разведкой фашисты  забрасывали в район Саратова  парашютистов-диверсантов, заброску нужно было увидеть и парашютистов задержать.
   Насколько грозным было в это время военное небо Саратовского Поволжья, свидетельствуют и воспоминания бывших штабных работников. Летом и осенью 1942 года были ночи, когда в штаб совмещенного ГП и БП поступали с постов наблюдения до трех тысяч боевых донесений. Они четко обрабатывались и немедленно передавались на соответствующие командные пункты активных средств противовоздушной обороны. К этому времени уже было отработано взаимодействие летчиков, зенитчиков, прожектористов и аэростатчиков.
 
А война продолжалась, мужчины нужны были на передовой.  Призыв  девушек в войска ПВО решил  все проблемы. Трудно  начиналась боевая служба для девушек первого призыва. Они не знали очень многого. Всему приходилось учиться.
 Вот так это описывает Нина Ивановна Арончикова, бывшая наблюдателем в 99-м отдельном батальоне ВНОС: "За 45 дней нам необходимо было изучить армейские Уставы и наставления службы ВНОС, овладеть специальностями наблюдателей, телефонистов, радистов. Нам предстояло научиться делать все то, что и солдат-мужчина: рыть окопы, строить НП и защитные сооружения. Скидок и послаблений "женскому полу" не предполагалось: мы солдаты". Девушкам пришлось срочно учиться разным специальностям.4
 В донесениях , хранящихся в ЦАМО отмечается, что к маю 1942 года обучение первого пополнения было закончено. (! Девушка закончила обучение на  оценку «отлично». Учеба длилась всего два месяца. 22 июня 1942 года девушки принимали присягу, они стали бойцами.
 По окончанию подготовки девушек по специальностям службы ВНОС отличных результатов достигло большинство. Особенно следует отметить Р.Рохмистрову, П.Мельниченко, В.Бородаченко, А.Агееву, А.Панину, К.Пугачеву, А.Левину, З.Лившиц, А.Абрамову, З.Севостьянову. Отличные знания помогли им успешно действовать в боевой обстановке.5

К осени 1942 года девушки – добровольцы, заменили мужчин на всех должностях. Батальон стал считаться женским. Они  стали телефонистками, радистами, воздушными разведчиками. Научились по звуку различать  марку самолета. По одному слову «воздух» вносовцам  немедленно предоставлялась связь, прерывались все переговоры, кроме правительственных.
 Мужчины оставались только в руководстве батальона и в ротах.
 По времени это совпало с началом Сталинградского сражения.

4.Цамо, фонд 99 Об ВНОС, опись 476452, дело 8, с. 12.
5.Там же, с. 34.


 Девушки-наблюдатели вовремя обнаруживали армады фашистских стервятников и направляли на них огонь зенитной артиллерии, а когда нужно - и наши самолеты - истребители.
   Особенно четко действовали при отражении воздушных вражеских ударов боевые расчеты Зои Севастьяновой, Анны Сафроновой, Полины Щербаковой.
 Девушки к этому времени уже научились распознавать по силуэтам и шуму и мотора "юнкерсов", "хейнкелей", "дорнье" и другие марки вражеской авиации.
   С прорывом немецко-фашистских войск к Сталинграду авиация врага повысила интенсивность налетов в районе Саратовского Поволжья. Об этом свидетельствуют архивные документы. Если в июле 1942 года над территорией Саратовско-Балашовского диврайона ПВО зарегистрировано 72, а в августе 139, то в сентябре того же года - 1614 самолето-пролетов врага! А кто-то еще говорит сейчас, что в Саратове будто и войны-то не было.6
 Девушки 17-го батальона круглые сутки вели наблюдение за "воздухом". Архивные документы свидетельствуют, что ни один самолет противника не прошел незамеченным. Это объяснялось тем, что дислокация наших наблюдательных постов была определена по всему Правобережью Саратовской области в форме кольцевых и радиальных полос на расстоянии 10-12 километров друг от друга.
 Им действительно были доверены "ключи" от саратовского неба. А в рамках Саратовско-Балашовского диврайона противовоздушная оборона городов Саратова и Энгельса была совместной.  На левом берегу в Энгельсе службу нес 99 ОБ ВНОС.
 В январе-феврале 1943 года  прибыло второе пополнение  106 женщин из Саратовской и Тульской областей.  Все мужчины командиры  были откомандированы на фронт, их места заняли девушки-комсомолки, получившие  звания сержантов, старших сержантов и старшин.
Служба была напряженной,  по 12 часов в сутки. Спали  на нарах в служебном помещении, чтобы помочь  подругам в  сложной ситуации. А наблюдатели посты которых располагались в степи от самого Сталинграда до Саратова, вели наблюдение по очереди, спали по очереди в  выкопанных собственными руками землянках, подвергаясь опасности со стороны дезертиров, волков и немецких десантников. Посты ВНОС были разбросаны по всей области: Вязовка, Сокур,Вольск, Лысые Горы, Красноармейск, Аткарск, Ровное, Энгельс, Татищево…
К июню 1943 года  противовоздушная оборона Поволжья  представляла значительную силу.
После завершения Сталинградской битвы  дивизионы двинулись вслед за фронтом.

6.Там же, с 76.
 89-й  Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион.  

  Саратовское небо защищал от немецкой авиации на левом берегу в районе  города Энгельса, Квасниковки, поселка Приволжский 89 ОЗАД.
Начало формированию 89 ОЗАД было положено  в Саратове 5 августа 1941 года. Командиром дивизиона был назначен  майор Попов, комиссаром- старший политрук Бокачев.
30 сентября 1941 года  командиром дивизиона становится  капитан  Ланцов, прекрасный специалист зенитчик.
16 сентября 1941 года дивизион перемещают  на защиту  Саратовского моста в район правого и левого берега реки Волга.
20 августа 1942 дивизион  передислоцирован на левый берег в район Терновского МТС для организации 4-го  Боевого сектора  ПВО.7
С самого начала батальон активно участвует в обороне  моста и прилегающих к нему объектов. Особо отличилась в боевой и политической подготовке 2-я батарея  младшего лейтенанта  Максюкова и  старшего политрука Владимирцева. Командиры  огневого взвода младший  лейтенант Хлыстов  и зенитно-пулеметной роты  капитан Елизаров, политрук роты Костюлин,  младшие командиры: старший сержант  Сарбатов, сержанты Щеткин, Панков, Дмитриев, Горбачев,  являлись отличниками боевой и политической подготовки.
 В дивизионе не было случаев дезертирства, пьянства, дебоша, невыполнения приказаний. Постоянно на имя командира  воины подавали  рапорта с просьбой отправить их на  фронт. Старшина Волосенков в  своем рапорте писал: «Я был добровольцем в Красной армии в 1918 году. Когда фашистские мерзавцы напали на нашу  Родину, я добровольно пошел в Красную  Армию, но до настоящего времени нахожусь в тылу. Прошу послать меня на фронт, чтобы отомстить фашистским варварам, детоубийцам, грабителям и насильникам».8
Парторг 1-й батареи Субботин В.Г.  в своем рапорте писал: «Во время вероломного нападения  на нашу страну гитлеровской Германии нас  четыре брата пошли защищать Родину. Два брата погибли смертью храбрых. За гибель своих братьев, за зверства  фашизма над нашим народом горю желанием  мстить фашистским  варварам. Прошу послать меня в действующую армию»9.
 И таких рапортов было  много, все  бойцы и командиры дивизиона хотели с оружием в руках защищать Отечество.
7.ЦАМО, фонд 89 ОЗАД. Опись  476457, дело 4, с. 43.
8.Там же, с 55.
9. Там же, с. 58.
С 8 июня 1942 года  с КП  див.района, наблюдательных пунктов  дивизиона все чаще стали поступать  донесения о появлении одиночных фашистских стервятников.
 Наиболее интенсивные вражеские налеты на Саратов последовали в период с 20 по 25 сентября.
Первую боевую работу дивизион начал в ночь с 25 на 26 июня 1942 года. При крупном налете  вражеской авиации на объекты города Саратов. Наиболее интенсивные вражеские налеты на Саратов последовали в период с 20 по 25 сентября.
Хорошо работали расчеты старших сержантов Зайцева М.Ф.и Казанчана Н.П, расчеты батарей МЗА старших сержантов Корчагина С.А. старшины Фоминой Ю.М. Командира пулеметного отделения  старшего сержанта Мартынкова М.И10.

Враг совершил 6 крупных налетов на город. Велись не только воздушные бои, но и воздушные тараны.
   За август - сентябрь - октябрь было сбито 4 вражеских самолета: два из них сбили летчики и два - зенитчики.
 Зенитки стояли прямо в городе. Одна из батарей - около здания банка, в самом центре, и еще в течение нескольких лет после войны на этом месте (при выходе к банку из нынешнего церковного садика, справа) оставались два рельса, стоймя вкопанные в землю для закрепления орудия.
Вскоре мужчины были направлены на фронт, а их место заняли девушки.   И никто не знал, что и зенитки бьют, и прожектора шарят по небу, и вражеские самолеты горят благодаря неусыпному труду, зоркости и смелости простых наших советских девчонок, пришедших добровольно защищать наш город от врагов   Воздушные гитлеровские пираты пытались разрушить и мост через Волгу южнее Саратова. Однако защищавшие мост расчеты зенитных пулеметов и орудий, укомплектованные главным образом девушками-волжанками, сорвали все планы врага. Самоотверженности, мужеству и выдержке славных зенитчиц не было предела. Ни рвавшиеся вокруг бомбы, ни налетавшие с чудовищным воем пикировщики не могли поколебать их решимости защитить мост. В результате фашисты чаще всего вынуждены были сбрасывать свой бомбовый груз далеко от цели.
 Приказами   командования дивизиона № 297 от 31 октября 1943 года, № 350 от 24 декабря 1943 года и № 48 от 28 января 1944 года  пятнадцать  воинов были награждены  знаками «Отличник ПВО», среди них: старший сержант Фатеев, сержант Шалашова,младший сержант Локтева, ефрейтор Вишнякова и другие. Знаки «Отличник артиллерист» получили ефрейторы Новоселова и Остапенко, командир приборного отделения Федосова. «Отличник связист» - ефрейтор Евсеева.
«Отличник пулеметчик» - старший сержант Лихачев и младший сержант Чернов.
10. Там же, с. 89.

Представлены к награде за сбитые  немецкие самолеты  семь воинов  второй  батареи лейтенанта Тохадзе В.И.11
Война отступила от  границ области и  89 ОЗАД ушел всед за ней по дорогам войны.
Аэростаты на защите  саратовского неба.

   Большую роль в защите нашего неба от фашистскиз  самолетов сыграли аэростатчики.
  Аэростаты заграждения впервые появились в годы Первой мировой войны в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии как одно из первых средств ПВО в борьбе с самолетами-бомбардировщиками. Были приняты меры к созданию АЗ и в России, но идея не была реализована. У России аэростатов было мало и использовались они  не как средство ПВО, а как  наблюдательный пункт разведчика или  корректировщика артиллерийского огня.
   Перед Второй мировой войной АЗ были введены в состав ПВО практически всех армий развитых государств, и в том числе США, Японии, Польши, Румынии, Германии и т.д.12
В годы первых пятилеток  правительство СССР начало заново  создавать части аэростатного заграждения воздушного пространства от вражеской авиации.
В 1929 году  на заводах «Каучук» в Москве и «Красный гвоздильник» в Ленинграде  началось производство  советского аэростата заграждения типа КВ-КН, который состоял из двух оболочек  (система «Тандем»). Высота их подъема  была  4200метров.
За 1931-1933 годы  было выпущено 268 аэростатов.
В 1937 году была принята программа развития ПВО, предусматривавшая  создание вокруг крупнейших городов 6250 точек  аэростатного заграждения.13
В 1939 году было создано второе конструкторское бюро-лаборатория для разработки  аэростатов заграждения в СССР.  Руководителем этого коллектива был В.Н.Архангельский.
 Для войск ПВО были созданы аэростаты К6В - К6Н, МАЗ-1 и БАЗ-136 и их вооружение.   
   Внешне аэростаты заграждения похожи на миниатюрные дирижабли. 12.Баринов Б.И., Губанов Г.А. Стерегущие небо: Москва, изд-во ДОСААФ, 1986, с.97.
13.Гуляев М.Н. Аэростаты заграждения: Воронеж, 2004, с. 42
Их наружный объем у земли составляет не более 300-500 м.
 Разработку АЗ с 1930 года начал осуществлять коллектив инженеров и рабочих Московского завода "Каучук". До войны и в годы войны создал для войск ПВО аэростаты "КВ-КН", "КТВ-КТН", "КО-1", а также ряд аэростатов для сухопутных войск и воздушно-десантных войск (ВДВ).
Аэростаты заграждения применяются:
•    в первую очередь для обороны важнейших объектов внутри пункта - против пикирующих бомбардировщиков;
•    на ближайших подступах к пункту - на наиболее важных направлениях или вокруг всего пункта.
•    На наиболее вероятных направлениях полета авиации противника аэростаты заграждения могут быть применены и на дальних подступах в виде отдельных сетей заграждения, установленные на дальних подступах, должны менять возможно чаще свои позиции.
•    Истребительная авиация в районах расположения аэростатов заграждения (в случае их подъема) в светлое время суток действует только за пределами потолка подъема аэростатов заграждения.
•    Постановка заградительного огня зенитной артиллерией в зонах поднятых аэростатов заграждения (как днем, так и ночью) не допускается, прицельная стрельба - обязательна.14
Аэростаты заграждения, усиливая ночную оборону, при благоприятных метеоусловиях поднимаются в воздух с наступлением темноты. Вражеские летчики  не могли в темноте заметить опасность, задевали трос, срабатывало автоматическое устройство, отцепляющее оболочку. По тросу спускалась мина, которая уничтожала самолет врага.
Боязнь столкнуться с аэростатом заграждения заставляла  фашистских летчиков подниматься на большую высоту, что снижало точность бомбометания.
   АЗ были постоянным дежурным, упреждающим средством защиты, которое поднималось, как правило, в темное время суток и на ночь. Она прикрывали не только города или объекты ПВО, но и боевые порядки зенитной артиллерии, подходы к аэродромам, осуществляя тем самым прикрытие своих войск ПВО. Это была главная задача аэростатов заграждения.
  Взаимодействие истребительной авиации, зенитной артиллерии, аэростатов заграждения происходило на следующей основе:
•    истребительная авиация встречала противника и вела бой в поясе 100-120 км от границы объекта;
•    зенитная артиллерия располагалась и вела огонь на ближних подступах и непосредственно над объектом выше потолка АЗ4;
•    аэростаты заграждения размещались и действовали на ближних подступах к объекту и внутри объекта.15
14. Там же, с. 54.
15. Там же, с. 76.

Основные характеристики АЗ периода Великой Отечественной войны

Наименование
системы 
Индекс  Дата внедрения и эксплуатации  Достигаемый потолок, м 

Предельно допустимая

скорость ветра на высоте, м/с

Прочность троса, кг Тип системы
 Тандем  КВ-КН  1932-1941 (вкл)  35000-3750 12-15 750-1200 Стягивающая
Тандем КТВ-КТН 1938-1943 (вкл) 4500-4700 14-18 1200-1400 Стягивающая
Одиночный КО-1 1942-1945 и далее 2800-3000 15-18 1200 Стягивающая
Одиночный БАЗ-136 1943-1945 и далее 2850-3200 16-18 1200 Баллонетная
Тандем БАЗ-136          
БАЗ-136   1943-1945 и далее 4600-4800 16-18 1200-1400 Баллонетная
Одиночный МАЗ-1 1936-1945 и далее 1000 28-30 750-1200 Стягивающая


Отдельный дивизион АЗ (ОДАЗ) был в 3-4 раза меньше, что составляло 600 человек.
Небо над Саратовом защищали воины  4 и 6 ОДАЗ.
4 ОДАЗ был  сформированного в Киеве.  В первые месяцы войны первый состав  4-й ОДАЗ   был утрачен.
4-й ОДАЗ второго формирования,  создан  2 июля 1942 года в Москве. Затем,  передислоцирован в Воронеж.
  Из Воронежа личный состав уходил с отступающими войсками под постоянным обстрелом вражеской авиации.
В 1943 году передислоцирован в Саратов.
После  освобождения  Сталинграда,    4 ОДАЗ передислоцирован в Киев.
 В 1944 году переформирован в 4-й ООАЗ. Вошел в 15-й ОДАЗ второго формирования Плоешти.
Дивизион был расформирован в 1956 году.  
 
 6-й ОДАЗ сформирован в Одессе и  переведен в Запорожье в 1941 году.
В 1942 году он  передислоцирован в Сталинград. А затем по приказу командующего фронтом уже не боеспособный 6-й ОДАЗ в составе 2-х отрядов был отправлен своим ходом через Волгу на переформирование в составе ПВО в Саратов.
 15 октября 6-й ОДАЗ прибыл в Саратов. Здесь в него вошли остатки 4 ОДАЗ.
 Один отряд, прикрывавший Бекетовку, оставили для подъема нескольких АЗ. До декабря 1942 года шло укомплектование дивизиона. В то же время в ПВО Саратова дивизион участвовал в отражении налета вражеской авиации, совершив 10 ночных подъемов с 21-го постов АЗ.
 В этот период на вооружении 6-го ОДАЗ были аэростаты старой конструкции КВ-КН и КВТ-КТН. Новые конструкции еще не получали.
  25 декабря 1942 года поступил приказ от главного штаба войск ПВО: 6-му ОДАЗ свернуться и убыть на оборону г. Мурманска для усиления ПВО".
 6-й ОДАЗ  был передислоцирован в Мурманск.
  Итак, 6-й ОДАЗ за период войны прошел путь от Одессы через города Запорожье, Днепропетровск, Харьков, Сталинград, Саратов до Мурманска. При этом, он участвовал в боях от Черного до Баренцева морей и прошел расстояние в 9220 км, из них по железной дороге -6200 км, колесным ходом -2200 км, а пешим походным порядком личного состава -820 км.
 За период войны дивизион совершил 242 групповых подъема, где аэростаты находились в воздухе совместно 1833 часа. При этом 70 подъемов были совершены в условиях налета вражеской авиации, то есть в условиях противовоздушного боя.
Имея из 54-х в среднем 40 боеспособных постов, дивизион произвел 9680 аэростато-подъемов.
   По архивным документам, потери личного состава 6-го ОДАЗ на 12 января 1943 года составили: убитыми -14, ранеными -27. Разумеется, в это число входят только потери непосредственно на аэростатных позициях, но сюда не входят погибшие аэростатчики из числа откомандированных в полевые караулы, в стрелковые части и т.д.  
 Общие потери аэростатов 6-го ОДАЗ за годы войны составили:
 сожжены вражескими истребителями -9 единиц;
 уничтожены бомбами на земле -29;
 пробиты от штормового ветра в воздухе -27;
эксплуатационные потери в воздухе -27.
Один аэростат был потерян в небе над Саратовом. Во время бомбежки был перебит трос крепления, и аэростат улетел.
 Побиты в воздухе огнем зенитной артиллерии союзников -3 единицы.
За время войны сменилось 6 командиров дивизиона. Постоянно работал в части только инженер дивизиона - капитан Г.Л.Берещанский.
 При обороне  Саратовского неба аэростаты не давали возможности немецким самолетам подойти вплотную к  мосту, они его прикрывали.
После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом удары фашистской бомбардировочной авиации по городам Волги ослабли.
 В ходе войны с 1943 года дивизионы  стали получать на вооружение новые аэростаты КО-1 и БАЗ-136.
 Число столкновений вражеских самолетов с тросом АЗ в боевом формуляре 6-го ОДАЗ не дано.
 Современное поколение воинов Российской армии только понаслышке знает о боевом применении АЗ в войсках ПВО в годы Великой Отечественной войны. И это не случайно. Специальная военно-историческая литература на эту тему в открытой печати не издавалась, боевой опыт по существу не исследовался, а военные воздухоплаватели, к сожалению, мемуаров не оставили. За годы войны в частях и соединениях АЗ войск ПВО прошло службу около 50 тысяч человек, что составляет почти целую общевойсковую армию
    Заключение.
   Отражая налеты на Саратов, части ПВО в 1943 году уничтожили 16 самолетов и снизили точность их  бомбометания.
Лишь однажды немецкий самолет смог прорваться к городу.
 В один из ночных налетов немецкие бомбы попали в нефтебаки саратовского крекингового завода, находившегося вблизи моста, и нефть вспыхнула. Широченная черная полоса дыма тянулась из-за Волги по всему небу, от горизонта - через зенит - до горизонта. Героическими усилиями воинов округа, рабочих города и ополченцев очаги пожаров были быстро ликвидированы.  Короткий срок был восстановлен и завод.
Во время другого налета один из немецких самолетов был подбит. Он еще держался в воздухе и, чтобы избавиться от тяжести бомб, сбросил их в ночной темноте наугад - и они попали в дома на улице Нестерова, около стадиона. На их месте 10 лет был пустырь. А их жители - прятались ли в ту ночь в свои убежища?..
 Теперь, после того, как минуло больше шестидесяти лет, стоят здесь тоже три дома - номера 93, 95, 97. Мост, к счастью, остался невредим в то тяжелое лето, а к осени 42-го года налеты прекратились – навсегда.
Противовоздушная оборона всего Поволжья к концу 1943 года практически являлась самой сильной за время Великой Отечественной войны.
В период Сталинградской битвы саратовский мост защищали бронекатера Волжской флотилии, два бронепоезда, три авиационных полка.  Дивизион прожектористов.  Все они с честью выполнили свой долг. Трижды пытались фашисты  огромным количеством  самолетов прорваться  через нашу оборону и уничтожить мост, но части ПВО не позволили им сделать это.
 Навсегда останутся они в нашей памяти, вечно будут храниться их фотографии в нашем  поисковом музее. Будут рассказывать о них новым поколениям наши экскурсоводы.
Никто не забыт и ничто не забыто!
   
Список использованной литературы.
А.И. Бернштейн В частях аэростатов заграждения войск ПВО (1941-1945 гг.) Издательство МАИ Москва, 2004

В.И. Вардугин Саратов - город прифронтовой Приволжское книжное издательство Саратов, 2001

А.И.Кобылинский, В.И.Удалов Весна победы Приволжское книжное издательство Саратов, 2002

Краснознаменный Приволжский Куйбышевское книжное издательство Куйбышев, 1980

А. Худзик Эхо войны Полиграфист Саратов, 1996

в разделе: Воинские формирования Просмотров: 1458 Комментариев: 0
0

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Суббота, 16 ноября 2019



s5 logo

Наш адрес:

413119

Энгельс-19 ,
посёлок Приволжский

4-й квартал дом 6

Связаться

susanna_saratov@mail.ru

8-(8453)-75-06-11

Статус сайта:

S5 Box

Login

Register

Счетчик Яндекс

  Яндекс.Метрика