06.11.2021
В связи с быстрым развитием военной авиациии усиливавшейся угрозой нападения на нашу страну со стороны империалистов, в конце 30-х годов в СССР предпринимались серьёзные меры к усилению боевой мощи нашей армии и авиации, в том числе. Для поступавших в армию истребителей ЯК-1, ЛАГГ-3, МИГ-3, бомбардировщиков ПЕ-2 и штурмовиков ИЛ-2 нужно было подготовить грамотных лётчиков, а военных училищ в стране было мало. Подготовка пилотов и механиков велась в авиашколах. Поэтому началось расширение сети летных военных учебных заведений (вуз), и улучшение качества учебной и воспитательной работы.
Дата |
1.10 |
1.1. |
1.9. |
1.12. |
5.2. |
22.6. |
Количество летных учебных заведений ВВС |
12 |
18 |
28 |
41 |
53 |
83 |
Из таблицы видно, что за пять лет их стало в шесть раз больше. подготовка лётчиков велась базе объединенных школ Гражданского воздушного флота, аэроклубов и школ Осоавиахима. Система подготовки выглядела следующим образом.
ПОДГОТОВКА ЛЁТНОГО СОСТАВА:
Школа первоначального обучения:
Задача: обучить курсанта-пилота пилотированию на учебном самолете и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке. Налет на каждого курсанта-пилота установить 30 часов.
Комплектование - за счет младшего командного состава авиационных и наземных войск, имеющих среднее образование, и лицами, окончившими спецшколы ВВС. Срок обучения: в мирное время — 4 месяца, в военное время — 3 месяца.
Школа военных пилотов:
Задача - научить пилотированию и применению боевого самолета днем в простых метеорологических условиях; групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах, с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего включить в программу 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а в бомбардировочных школах научить пикированию на самолетах УСБ и СБ до углов 40°.
Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах:
а) Для бомбардировщиков — 20 часов на УСБ и СБ с тренировкой на Р-5.
б) Для истребителей — 24 часа на УТИ-4, И-16 и И-15, а с конца августа И-15 заменить на УТИ-26.
в) С 1 января 1942 г. произвести специализацию школ пилотов по видам авиации, соответственно переработав программы.
Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев.
Военные авиационные училища командиров-летчиков:
Задача - научить: владеть техникой пилотирования днем и ночью; водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельный радиус самолета и с боевым применением; вести воздушный бой одиночно и в группе.
Установить налет на каждого курсанта на учебно-боевых самолетах 150 часов (по 75 часов в год).
Срок обучения первого набора установить 1 год с налетом 75 часов, с исключением для первого набора задачи подготовки к действиям в сложных метеоусловиях и на предельный радиус.
Комплектование авиационных училищ производить пилотами, прослужившими в строю не менее двух лет.
Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.
ПОДГОТОВКА ШТУРМАНСКОГО СОСТАВА:
Школа стрелков-бомбардировщиков:
Задача - научить: владеть в воздухе стрелковым оборудованием; производить бомбометание днем; вести детальную и общую ориентировку; кроме того, привить навыки курсанту в самолетовождении по радиокомпасу и устанавливать связь с землей.
Комплектование - младшими командирами и красноармейцами всех родов войск, имеющими среднее образование, лицами, окончившими спецшколы ВВС, а также призывниками, имеющими среднее образование.
Срок обучения — 1 год, с налетом на каждого курсанта — 40 часов.
Военно-авиационное училище для подготовки штурманов ближнее бомбардировочной авиации:
Задача: научить курсанта: самолетовождению в сложных метеорологических условиях погоды днем и ночью; воздушной разведке; фотографированию; дешифрированию; технике фотолабораторной обработки; воздушной стрельбе и бомбометанию.
Комплектование производить стрелками-бомбардирами, прослужившими в строю не менее 2-х лет, а также средними и младшими командирами всех родов войск, имеющими среднее и высшее образование.
Установить налет на каждого курсанта 150 часов.
ПОДГОТОВКА КОМАНДИРОВ СВЯЗИ:
Военное авиационное училище командиров связи:
Изменилась и система комплектования училищ и школ. С 1938 года они пополнялись за счет пилотов-добровольцев, прошедших первоначальное летное обучение в аэроклубах Осоавиахима СССР, которые являлись основным источником пополнения военных школ курсантами.
С декабря 1940 года комплектование летных школ проходило за счет отбора курсантов из числа призывавшихся в армию, а также набора младших командиров и красноармейцев срочной службы. Однако попытка комплектовать военные авиационные школы первоначального обучения оказалась пригодной лишь для школ авиамехаников. В 1940 году, помимо летных школ центрального подчинения, создаются дополнительно окружные школы пилотов. По решению ЦК партии и Советского правительства от 6 ноября 1940 года в системе наркоматов просвещения союзных республик было создано 20 специальных школ, готовивших кадры для летные военно-учебные заведения не менее 1600 человек. В спецшколы принимались ученики, окончившие семилетку с хорошими и отличными оценками. В течение трех лет они наряду с программой средней школы изучали авиационные дисциплины, а летом в аэроклубах проходили летную практику. Одновременно в соответствии с постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 года в 47 учебных эскадрильях ГВФ была организована подготовка пилотов на самолетах У-2.
Кроме того, в военные школы пилотов принималась молодежь, прошедшая обучение на самолете У-2 в аэроклубах Осоавиахима СССР и во вновь создаваемых на базе аэроклубов 30 военных авиационных школах первоначального обучения. Для организации качественной подготовки летных кадров в учебные заведения направлялось большое количество самолетов (табл. 2) и учебных пособий.
Даты |
Октябрь |
Апрель |
Декабрь |
Планировалось на конец 1941 |
Количество самолетов в учебных заведениях ВВС |
3007 |
4245 |
6053 |
6841 |
Росло число преподавателей и инструкторов, имеющих опыт работы в учебных заведениях. Таким образом, меры, накануне Великой Отечественной войны, позволили создать разветвленную сеть летных учебных заведений, которые смогли подготовить многотысячный отряд летных кадров и полностью обеспечить ими ВВС. Созданные в предвоенные годы летные учебные заведения в течение всей войны успешно решали задачу подготовки летных кадров для ВВС Красной Армии. К 1941 году было создано 25 школ с переменным составом в 35 тыс. человек, две из них в Саратовской области.
7 декабря 1941 года в городе Энгельсе началось формирование 14-й воной школы лётчиков ВВС РККА (с мая 1937 года Энгельсское военное авиационное училище, а с февраля 1941 года Энгельсская военная школа пилотов). 27 января 1932 года начались плановые занятия с курсантами. На укомплектование школы прибыли специалисты Качинской, Борисоглебской, Ленинградской, Вольской военно - теоритической школ. В январе 1932 года был произведён первый набор курсантов. Время обучения составляло полтора года. Энгельсская военная авиационная школа пилотов выпускала младших лётчиков, младших лейтенантов, лейтенантов и старшин ВВС.
Последним военным заведением открытым до войны в Саратове была Саратовская авиационная школа пилотов, образованная в апреле 1940 года на базе 58-й разведывательной авиационной эскадрильи численностью 40 курсантов. 30 выпускников через год убыли в состав 7-го тяжелобомбардировочного полка Ленинградского военного округа. Остальные остались инструкторами в школе. Саратовская авиационная школа пилотов с сентября 1941 года выпускала пилотов-планеристов ВДВ в звании лейтенантов. В 1946 году передислоцирована в Пугачёв, в 1960 – в Сызрань.
24 августа 1940 года авиационные академии, училища и школы были подчинены начальнику Главного управления ВВС Красной Армии. 17 мая 1941 года Нарком обороны СССР принял решение о подчинении авиационных училищ, школ и курсов военным советам округов.
Военные Авиационные училища:
3 марта 1941 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и CHK СССР от 25 февраля 1941 года "О реорганизации авиационных сил Красной Армии" принято положение о том, что командир, штурман, начальник связи эскадрильи должны были обучаться в двухгодичных военных училищах, а сержанты - пилоты и стрелки-бомбардиры - в специальных годичных школах.
8 апреля 1941 года был утвержден новый курс летной подготовки (КУЛП) военных авиационных школ первоначального обучения. По указанию ЦК ВКП (б) Главное управление ВВС разработало. Также, сокращенные программы подготовки летных кадров на военное время (10- и 6-месячные). Были четко определены задачи каждому типу летных учебных заведений.
Курсанты военных командных училищ должны были в течение двух лет овладеть техникой пилотирования днем и ночью, научиться водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельном радиусе действия самолета с боевым применением, вести воздушный бой одиночно и в группе. Общий налет на одного курсанта устанавливался до 150 часов.
До войны в Саратове было всего три военных училища: Балашовское летное училище ГВФ, Вольское военное авиатехническое училище им. Ленинского комсомола и Энгельсское военное авиационное училище.
В начале войны в Саратовскую область были эвакуированы военные школы и училища с временно оккупированной врагом территории. Подготовкой летного состава занимались авиационные школы. Во время войны они были преобразованы в военные авиационные училища.
05.11.2021
2-я Вольская военная авиационная школа механиков
1938-1946 год.
Сформирована в Вольске 17. Августа 1938 года. В сентябре 1941 года ей передан личный состав и мат. Часть 14 го ШМАС. В марте 1942 года 4-я ШМАС передана в 1-ю Вольскую военную школу механиков. Существовалв и после войны. В составе Действующей армии не была. Дислокация- Вольск 17.8. 1938 – 1960 год.
Начальники школы:
Щелочилин Иван Михайлович – военинженер 1 ранга – с 07.08.1938 по 04.04.1942 год.
Акулов Фёдор Савватиевич, подполковник- с 04.04.1942 по 27.07.1944 год.
Гусев Николай Александрович, подполковник – с 27.07.1944 по 25.10.1949 год.
Фонд № 60337. Оп.
Формированием школы занимался Щелочилин Иван Михайлович, 27.09.1938 года военный комиссар школы, батальонный комиссар Жидов Михаил Иванович.
Помощниками начальника школы были: начальник учебного отделения военинженер 3 ранга Г.К. Макаров. Помощник по военной подготовке полковник Беляевиз Иркутской школы. Начальник ОМТО военинженер 3 ранга Вдовин. Большая группа офицеров прибыла из ЛАТКУ им. Ворошилова.
В октябре 1938 года сформировалась партийная организация школы. Дислоцировалась школа на северо-западной окраине города Вольск, где находилось два учебных корпуса. Жилых помещений не было, началось строительство казарменных общежитий на 500 курсантов. Построили столовую, дом для офицеров на 32 квартиры. Одновременно строились подсобные помещения; склады, конюшни и прочее. Для жилья курсантов на аэродроме был приспособлен заброшенный ангар. Для проведения занятий по практике моторного цикла приспособили бывший городской торговый лабаз- Дом на Волге».
Создавались учебные пособия, помогала 1-я Вольская авиашкола. Занимались во вторую смену, поскольку хозяином учебных корпусов была она же. И всё же с задачей создания школы справились, школа была вовремя готова к приёму курсантов. Первый набор курсантов произведёнв ноябре 1938 года и 15.01 1939 года школа приступила к занятиям., подготовка авиамехаников проводилась по программе одногодичного срока обучения со специализацией на самолётах И-153 и ДБ -3.
К началу практических занятий 20.03.1939 года школа имела четыре самолёта ДБ-3 и девять И-15 ( «чайка»), одним СБ-2, М86, одним Р-9 и девятью газовочными моторами семейства М-85. Занятия с курсантами проводились в две смены. Постепено прибывало необходимое оборудование. Рационализаторы школы работали над созданием наглядных пособий, подали в 1939 году 370 рацпредложений, 285 из которых были реализованы.
В начале 1940 года школа получила приказ о подготовке 2-х ускоренных выпусков авиамехаников. Первый ускоренный выпуск 62 механиков состоялся 29.04.1940 года. 20.09.1940 года 81 курсант был выпущен из школы. Весной 1940 года школа получила 6 самолётов И-15, один И-15 «бис», восемь И-14, использованных в качестве тренажёров. Позже прибыли 14 самолётов ДБ-3.
В мае-июне 1940 года шла подготовка для перехода на самолёт И-153 с мотором М-62. К концу года поступило три таких самолёта. Окончательно перешли на изучение этого самолета в начале 1941 года.
Второй выпуск авиамеханиковсостоялся 27.10.1940 года. Таким образом за предвоенный период школа подготовила 1491 авиамеханика, так готовили к началу войны постоянныекрепкие кадры, которые смогли решить задачи, поставленные перед тыловыми частями ВВС КА в начале войны. С началом войны часть офицеров добровольцами ушли на фронт и погибли в боях с фашистами.
Не вернулись в училище 11 офицеров:
Гвардии полковник Беляев – помощник начальника школы по военной подготовке;
МайорУргалкин;
Зам начальника по политчасти батальонный комиссар, полковник Г.К. Орлов.
Преподаватели:
майор И.И. Блажевич, впоследствии Герой СоветскогоСоюза, генерал-майор, погиб 23.04.1945;
командир батальона-капитан И.Л.Булочников;
капитан Чигирь;
батальонный комиссар Г.Л. Кодалов;
командир роты, старший лейтенант Гиц;
командир роты, старший лейтенантТихонов;
политрук Калитов;
младший политрук Горбунов;
младший лейтенант Ревякин;
лейтенант Шаршанов;
старший техник-лейтенант Киселёв;
младший лейтенант Максимов
и скончавшийся в результате тяжёлого ранения майор Свинолупов.
Всего на фронт было откомандировано 30 офицеров. Они были занесены в списки рот училища и на вечерней поверке называли их имена. Убыли командиры батальонов полковник Шиленков, майор Лыков, капитан Шамсутдинов. Ф.60337, оп. 35753, д.3. л.13
06.08.1941 года произведён выпуск 755 авиамехаников. С.8
21.11.1941 года – 793 авиамеханика.
С 15 по 25.08.1941 года произведено 4-е комплектование школы. С.9
01.09.1941 года был произведён досрочный выпуск 757 курсантов механиков по самолётам ДБ-3, И-153.
В сентябре 1941 года школе была придана эвакуированная из Западной Белоруссии 14-я дивизионная ШМАС со штатным количеством переменного состава 650 человек. Для прибывших с некомплектом 47 человек нужно было выделить преподавателей, помещения инструкторов, классы, материальную часть имущества.
С 02.09.1941 года в школе начались занятия окружных курсов практического обучения для школ авиамехаников ВВС КА в составе 240 человек. Одновременно начались занятия курсантов 5 комплектования, набранных в августе 1941 года с выпуском 01.06.1942 года.
01.10.1941 года штат училища увеличился до 2000 человек, кроме того школа приняла 6-е комплектование 660 человек с выпуском 01.06.1942 года. Таким образом к концу сентября в школе обучалось 3067 курсантов. Преподавателей не хватало, они работали с огромной загрузкой.
В 1941 году школа выпускала авиамехаников, переучивала 680 специалистов на ЯК-1. Готовила инструкторов, мастеров по вооружению, провело новый набор курсантов с выпуском в 1942 году.
___ года совершил вынужденную посадку неподалёку от Вольска самолёт У-2, пилотируемый лётчиком младшим лейтенантом Усовым, направлявшийся в Саратов. Закончилось горючее и самолёт сел в поле. Лётчик отправился в Вольск, чтобы достать горючее и продолжить полёт. К самолёту Усова канистры с горючим доставил экипаж другого самолёта в составе лётчика, старшего лейтенанта Мурза Андрея Кирилловича и воентехника 2-го ранга Жимотина. Доставив горючее, экипаж заправил самолёт Усова и дождался его взлёта. А затем начал взлёт, но что-то произошло в воздухе с самолётом, пилот трижды заходил на посадку, но не смог посадить машину. При четвёртой попытке самолёт с высоты 70 метров ушёл в пике и упал в трёх метрах от оврага в пяти километрах западнее села Рыбное Вольского района Саратовской области. Считается, что пилот допустил ошибку в управлении, в результате которой самолёт ударился правой плоскостью о землю в 3 метрах от оврага, затем мотором. Кабина лётчика была разрушена, пилот погиб, а самолёт развернулся на 90 градусов и застыл. Механик был тяжело ранен и позже доставлен в госпиталь. Восстановлению самолёт не подлежал. Фонд 60337. Оп.35754, д.6, л.3-4. Это была единственная катастрофа в истории школы.
В марте 1942 года из состава школы выбыла 14–я ШМАС. В апреле 1942 года откомандировано в 212 с.д. 998 курсантов- все были участниками Сталинградской битвы. С.9
1 июня 1942 года выпуск 985 авиамехаников.
14 июня 1942 года состоялся выпуск 992 авиамехаников специалистов по самолётам ЛАГ-3, ИЛ-2, ПЕ-2.
В мае-июне 1942 года школа приступила к обучению 278 девушек стрелков –вооруженцев.
22.08.1942 года на фронт в Сталинград ушёл батальон курсантов во главе с комбатом Свинолуповым. Комбат вернулся в Вольск с фронта и умер от ран в 1945 году.
26.10.1942 года в состав школы вошла 6-я ШМАС, имеющая 307 курсантов девушек.
На 1.01.1943 года в школе находилось 474 курсанта подлежащих выпуску 01.08.1943 и 620 курсантов выпуск 10.01.1943 года. Выпуск курсантов набора 10.01.1943 назначен на май 1944 года. Дополнительно запланирован выпуск 40 авиамотористов.
Выпушены досрочно и откомандированы в Балашовскую авиашколу 166 авиамехаников 13.09.1943 года.
30.10.1943 года-288 авиамехаников по плану.
28.09.1943 года школа произвела выпуск 605 младших авиатехников.
30.10. 1943 года – выпуск 290 авиамехаников.
С 15. 10 1943 произведено 6-е комплектование школы.
Личный состав училища в свободное время занимался прополкой в колхозах для которых выделялись машины и горючее (более 100 тонн), производили ремонт техники и оборудования. Заготавливали дрова для училища. Было отремонтировано для фронта 11 боевых самолётов, вся работа производилась офицерским составом.
Выпуск курсантов в 1944 году проводился поэтапно:
21.03.1944 – 170 человек, досрочный выпуск;
17.04.1944 - 81 досрочный;
15.05.1944 - 152 досрочный;
31.05.1944 - 153-плановый;
20.11.1944 - 498 плановый;
Всего 1034 человека.
Кроме того выпущено 11 курсантов чехословаков. Это были специалисты на самолёты Ил-2, ИЛ-4, ЛА-2. 227 человек дополнительно обучены на самолёты «Аэрокобра».
В 1944 году принято на обучение 1140 курсантов, выпушенных в 1945 году. Последний выпуск состоялся 6.3.1945 года-116 человек.
Выпускники школы направлялись на Ленинградский фронт, в Архангельский, Киевский, Белорусский военные округа- 92 человека; 6ШАП-40 выпускников; ВО ПВО ТС - 45 выпускников; 26, 27, 36, 132, 133, 134, 147, 964 авиационную дивизию – 205 выпускников; 1,3,4 ЗАП авиабригаду -134 выпускника;
1-ю Краснознамённую 3ШАБ – 468 выпускников. С.24
4, 5, 9, 10, 15, 16, 30, ЗАП – 400 выпускников;
11 механиков в ВВС Чехословацкой Армии;
117 механиков в ВВС Войска Польского. Туда же командированы старшие техники-лейтенанты С.М.Александрови Д.М.Ягенко. Были и потери в составе училища, умерли от болезни и похоронены в Вольске три человека в 1942 году. Покончил жизнь самоубийством в 1943 году - 1 человек. Ф.60337, оп. 35753, д.21. л. 15.
Награждены орденом «Красная звезда» 4 офицера школы за подготовку кадров для фронта 02.08.1944 год: инженер-майоры П.Г Маковецкий, И.Ф.Осипов, майор АТС Н.Л.Калашник и майор З.П. Свинолупов. В том же году за ранение 11 человек, и за долголетнюю безупречную службу 60 человек.
25.02.1945 года награждён орденом «Красной звезды» награждён начальник школы инженер-полковник П.А.Гусев.
В марте 1945 года выпущено 116 механиков Войска польского на ИЛ-2, ЛА-5, Пе -2. В июне 1945 года в школу прибыли для полуторагодичной подготовки 172 бойца Югославской армии. Всего обучалось 1135 человек.
Итого за время войны подготовлено 4755 человек. Всего с начала создания училища - 6246 человек.
413119
Энгельс-19 ,
посёлок Приволжский
4-й квартал дом 3