05.10.2023
53-я стрелковая дивизия была сформирована в Саратовской области в 1931 году. 8 июля 1937 года ей было присвоено имя Ф.Энгельса. Штаб дивизии находился в Энгельсе. Перед войной она вошла в состав 63-го стрелкового корпуса, формировавшегося в Приволжском военном округе, и 11 июня 1941 года была направлена в Белоруссию для укрепления Западного округа. На вокзале в Саратове в тот день было оживлённо, играла музыка, смеялись взрослые и дети, жёны, матери, сёстры командиров, отправляющихся к новому месту назначения. Прощались ненадолго, в надежде, что встретятся через месяц, когда дивизия обустроится, и они смогут выехать к мужьям. Солдаты пели песни патриотические и протяжные волжские со скрытой печалью. И никто не знал, что встретиться придётся с родными очень немногим и очень нескоро.
Первые эшелоны с солдатами 110 стрелкового и 36 лёгкого артиллерийского полков ушли в Белоруссию для укрепления позиций военного округа 12 июня 1941 года. 21 июня 1941 года они стали прибывать к месту разгрузки на станции: Добруш и Ново-Белица под Гомелем. Последующие эшелоны подходили чрезвычайно разрозненно, на различные станции вблизи Гомеля и Могилёва. 22 июня 1941 года солдаты находились ещё в эшелонах по пути к Гомелю.
22 июня 1941 года, когда началась война, утром в районе Рославля один из эшелонов 53 с.д. угодил под немецкие бомбы.
63-му стрелковому корпусу смогли прорваться и воевали в районе Гомеля, в 21-й армии только 110-й стрелковый, 36-й легкий артиллерийский полки, зенитно - артиллерийский дивизион и саперная рота 53 сд. Остальные ушли в район Орши. Так дивизия оказалась разорванной на две части.
Из Орши по приказу командования подразделения ушли в район Шклова. Это были 12 и 223-й стрелковые и 64-й гаубично-артиллерийский полки, разведывательная рота дивизии и других подразделений, 6477 человек личного состава.
В Шклове офицеры штаба 21-й армии, в состав которой вошла дивизия, передали командованию дивизии приказ командарма: занять оборону по реке Друть. Эта часть дивизии воевала в составе 61- го стрелкового корпуса в Приднепровье, а потом и на Днепре.
3 июля 1941 года части дивизии заняли оборону на правом берегу между Шкловом и Копысь, на рубеже деревень Новые Стойки - Плешицы, имея приказ любой ценой остановить фашистов и не позволить им форсировать Днепр в районе Шкловского моста. Наспех окопавшись на широком фронте, выслали вперед разведку и боевое охранение и приготовились к встрече противника.
Оборону на левой стороне Днепра у моста занял 64–й ГАП. Части дивизии растянулись вдоль реки по правому берегу, не имея артиллерии, танков и авиационной поддержки. Оружие: только винтовки, гранаты да самодельные бутылки с зажигательной смесью для борьбы с танками. Секретарь Белыничского райкома партии Сергейчик обеспечил воинов бутылками, бензином и паклей. Сделали бутылки с зажигательной смесью и двое суток держали оборону на острие главного удара при форсировании Днепра частями армии Гудериана.
4 июля в бой с гитлеровцами вступили передовые отряды и разведывательная рота 53-й стрелковой дивизии под командованием лейтенанта В. Чуракова на западной окраине Белыничи.
6 июля в бой вступили передовые отряды дивизии.
7 июля 1941 года передовые подразделения немецкой 10-й танковой дивизии вторглись на территорию Шкловского района. Отряды охранения 223-го и 12-го стрелковых полков дивизии вступили в бой, но силы были неравными и наши земляки отходили от реки Друть к Днепру. Немцы преследовали их, бой, не прекращался и на следующий день. Сотни самолетов бомбили позиции наших войск в районе Копысь, деревень Славени, Городец, Городище и других местах. Особенно сильными были воздушные удары по мосту через Днепр у Шклова.
Из 1-го батальона 223-го полка командиру подполковнику Семенову доносили: «7.07.1941 г. в 6.00 батальон вступил в бой в местечке Белыничи. В результате боя противник отошел за реку Друть и оставил убитыми 50-60 чел. Бой закончился в 11.30... В 15.00 разведка донесла, что через Друть на понтонах переправилось до 60 танков, которыми батальон был окружен и понес большие потери. Вырвались из окружения небольшим количеством. Артиллерия батальона в составе двух орудий уничтожена... Комбат тяжело ранен…»
8 июля авиация противника группами в 10—15 самолётов систематически наносила удары по боевым порядкам 53-й дивизии.На рассвете разведка донесла: приближается противник. Вскоре из леса выползли две колонны танков, бронетранспортёров и грузовиков с пехотой. Наши солдаты выставили на прямую наводку отдельный противотанковый дивизион. На левом фланге сражалась батарея старшего лейтенанта Шелюбского. Ее не было видно — вся скрылась в дыму.
В этот же день передовые части противника прорвались к Днепру и пытались навести переправы у Шклова, Дашковки и Быхова. Неоднократные их попытки форсировать реку Днепр были отражены частями дивизий, поддержанных огнём артиллерии. Бои продолжались 9 и 10 июля 1941 года. 10 июня 1941 года против эсесовцев и немецких танков на берегу Днепра насмерть стоял 3-й батальон 12-го стрелкового полка 53-й стрелковой дивизии. Мы никогда не узнаем, сколько времени длился тот бой, но знаем, что был он жестоким и неравным. Все солдаты остались на поле боя. Погибли в окопах, были раздавлены танками или убиты эсесовцами. В плен солдат дивизия СС «Рейх» не брала.
11 июля ранним утром 15-й и 71-й полки 29-й мотодивизии врага из 47-го танкового корпуса Гудериана и дивизии СС «Рейх» форсировали реку Днепр неподалёку от Копысь, вышли к опушке леса; и продолжили наступление на наши части на левом фланге 13-й армии у Шклова. После массированных налётов бомбардировщиков и сильного артиллерийского артобстрела враг нанёс удар по боевым порядкам дивизии, и её подразделения не смогли противостоять массированным атакам 46-го моторизованного корпуса. Форсировав Днепр на участке Копысь-Шклов, противник (два батальона с танками) выдвинулся в направлении Мстиславля.
12—13 июля дивизия оказалась на острие главного удара, нанесённого немцами через Днепр в направлении Смоленска на Горки, попала под сильный удар авиации, артиллерии и танков противника и продолжала отступать. Связи с полками не было, и они продолжали вести бой с врагом на своих позициях, где и остались в окопах и на полях, погибли, выполняя приказ: остановить врага. В боях с частями 2-й танковой группы дивизия была разгромлена и рассеяна.223-и стрелковый полк оказался в окружении. При выходе из окружения 12 июля 1941 года командир дивизии полковник Иван Яковлевич Бартенев сдался в плен.
14 июля 1941 года Шкловский мост был взорван. Погиб почти весь командный состав 64-го ГАП, прикрывавший артиллеристов от фашистов, вышедших в тыл полка. Когда по приказу командира полка был взорван мост и солдаты, сняв пушечные замки, пробирались к воде, чтобы утопить их и не дать немцам использовать гаубицы против советских частей, офицеры прикрывали солдат и отошли с позиций в сторону леса последними. Но танки настигли героев, которые смогли добежать до сарая на краю леса и, укрывшись в нём стали рыть лаз в сторону леса. Первым через него выбрался секретарь комсомольской организации старший лейтенант Миша Федоров, а за ним полковой комиссар Зыков Константин Антонович – комиссар 53 сд. Другие выбраться не успели, фашисты расстреляли сарай, и подожгли его. Сгорели все.
14 июля 1941 года ночью, оставшиеся в живых солдаты стрелковых полков оставили обильно политый кровью рубеж. Покидали с болью, оставляя в окопах и на поле боя боевых друзей. Отступление прикрывали артиллеристы батальона капитан А. И. Бараева. Они покинули рубеж последними.
16 июля пришёл приказ отходить на рубеж реки Проня, правый приток Сожи, который дошёл не до всех подразделений..
К 20 июля на сборном пункте за рекой Десна из состава дивизии собралось только около тысячи человек без тяжёлого вооружения. Дивизия вынесла знамя и сохранила оружие, поэтому была восстановлена заново.
Прошли годы, ушли из жизни последние ветераны дивизии, когда нам удалось попасть в Центральный Архив Министерства Обороны и начать поиск документов 53-й стрелковой дивизии. Поскольку дивизия была разорвана на две части и воевала в разных армиях и корпусах, документы найти было нелегко. Уже в ходе поиска мы поняли, что искать нужно в документах не только разных Армий, корпусов, но и дивизий, где волей судьбы оказались солдаты дивизии. Но постепенно картина складывалась, хотя из-за отсутствия средств поиск растянулся на годы.
В 2016 году мы впервые провели разведку в районе Шклова, нашли район дислокации одного из полков дивизии, но поднять солдат не могли, не имея на то разрешения. Поделились данными с белорусами. Белорусские поисковики, приобретя немецкие карты авиационной разведки, добились разрешения отработать поле, где сражались саратовцы и в апреле 2023 года подняли останки 34 солдат, у 24 из них оказались медальоны, 16 смогли прочитать.
Ребята из военно-патриотического клуба ВИКРУ обратились к нам с вопросом: «Что делать с останками 10 воинов, уроженцев Саратовской области, где хоронить?» Мы ответили, что заберём солдат и будем хоронить дома в Саратове. Это решение поддержала министр Общественных отношений Трошина и депутаты Областной Думы, которые предоставили транспорт для поездки за останками воинов. А потом был поиск родственников солдат и поездка за останками земляков в Шклов.
11 сентября 2023 года мы выехали в Белоруссию, прихватив с собой внука солдата Андреева, который очень хотел увидеть место боя, в котором погиб его дед. 20 часов в грузовой газели и мы в Шклове. Остановились в гостинице, чтобы поспать хоть несколько часов. Три часа отдыха и я отправилась в Горисполком на встречу по поводу передачи останков. Встретили, как родную, поговорили и решили, что мы примем участие в захоронении воинов дивизии, которые оставались в Белоруссии, это те, у кого не было медальонов, а своих солдат заберём домой.
13 сентября 2023 года мы похоронили солдат 3-го батальона 12-го стрелкового полка 53-й стрелковой дивизии в братской могиле на кладбище Большое Чёрное неподалёку от места боя. Их провожали в последний путь внуки и правнуки людей, которых они защищали в июле 1941 года. Возложили цветы на могилы солдат члены администрации района, школьники двух окрестных школ, поисковики ВИКРУ, и жители окрестных деревень. Положили венок на могилу своих солдат от поисковиков Саратовской области члены нашей делегации. Приняв останки 10 своих земляков и солдата из Самарской области, мы прямо с кладбища уехали обратно в Россию.
Дома, отоспавшись, занялись подготовкой к захоронению солдат. Выяснилось, что в Самаре не готовы принять останки солдата и родственники решили хоронить своего погибшего у нас в Саратове.
5 октября 2023 года через 82 года после их гибели мы похоронили с военными почестями 11 воинов – земляков, отдавших свои жизни за Родину:
АНДРЕЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ 1914 г.р., уроженец села Поливановка Ворошиловского района Саратовской области.
ЗЛОБИН ПАВЕЛ НИКИТОВИЧ 1914 г.р., уроженец села Малая Федоровка Хвалынского района Саратовской обасти.
Иванов Сергей Иванович, 1913 г.р., уроженец города Новоузенск.
КРЮЧКОВ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ 1912 г.р., уроженец города Саратов.
КУЗНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ 1912 г.р., уроженец села Багаевка Ворошиловского района Саратовской области.
Куликов Иван Васильевич, 1913 г. р., уроженец села Полянки Сурского района Ульяновской области. В ряды РККА призван Саратовским ГВК.
МИШИН ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ 1912 г.р. , уроженец станции Мучкап, Тамбовской области. Проживал в Саратове с семьёй.
НОСОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ 1918 г.р., уроженец села Софьино Воскресенского района Саратовской области.
ПОПОВ ИВАН СЕМЁНОВИЧ, уроженец села Пограничное Новоузенского района Саратовской области.
УЧУВАДОВ ДМИТРИЙ ЕФИМОВИЧ, 1914 г.р., уроженец станции Мочкасы Пензенской области, призван Волжским РВК г. Саратова.
ФЕДОТОВ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ 1914 г.р., уроженец села Слепцовка Татищевского района Саратовской области.
Маленькие гробики с останками солдат несли на руках сегодняшние защитники страны. А за ними шли дети, внуки солдат, поисковики СПО «Искатель», представители ветеранских патриотических организаций, члены правительства и администрации. Их проводили словами благодарности за великий подвиг. Предали земле по православному обычаю, укрыли могилы цветами, а родственники положили на могилки конфеты и яблоки. Каждую могилу увенчал православный крест. Возложили венки от правительства и поисковиков Саратовской области.
Для родственников это было событие особое, вернулись с войны их пропавшие без вести отцы и деды. Мы записали их рассказы, полные скорби, памяти, радости от встречи с вернувшимися из безвестия отцами и дедами, и благодарности к тем, кто помог солдатам вернуться домой.
А потом пошёл дождь, словно сама природа оплакивала своих сыновей, возвратившихся с войны через 82 года. Двое суток плакало небо Саратова над своими солдатами, а в моём сердце возникли слова, последние слова солдат, ушедших на покой:
Вы дошли, земляки, вы вернулись с войны,
Не пропали без вести, солдаты страны.
Вы уже не забыты, вас подняли с полей,
Упокоил Саратов своих сыновей.
Снова дома вы, братцы, и пусть не живые,
На покой проводили вас ваши родные.
И узнали они, где вы пали в бою,
Защищая свой дом и Россию свою.
Вы дошли, земляки, вы вернулись с войны.
413119
Энгельс-19 ,
посёлок Приволжский
4-й квартал дом 3