Конкурсы

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Саратовская военная авиационная школа пилотов (СВАШП).

  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Подписаться на обновления
  • Печатать

08.11.2021

1.саратовская авиац. школа   3.Одинцов Паве  полковник   4. курсанты СВАШ 1941

                                                                         Одинцов Павел

 

   Сформирована 20.03.40 г. на базе 58-ой отдельной авиационной разведывательной эскадрильи была на основе Директивы ГУКА от 16.03.1940 г. No. 176737. начальником которой был назначен майор Уткин Яков Васильевич. Под его непосредственным руководством в апреле 1940 года школа приступила к обучению курсантов на самолётах У-2 и Р-5.

При организации учебного процесса личный состав вновь сформированной школы встретился с большими трудностями. Необходимо было в короткие сроки оборудовать учебные классы и лаборатории, привести в порядок казарменный фонд, наладить лётную работу и начать обучение курсантов.
В феврале 1941 года школа была переведена на подготовку пилотов для бомбардировочной авиации на самолётах «СБ». В течение оставшегося времени зимнего периода велась интенсивная подготовка лётного и инженерно-технического состава к работе на новой материальной части.
   Первый выпуск летчиков на самолете Р-5 (35 человек) произведен 25.03.41 г  А  с началом Великой Отечественной войны подготовка лётчиков прекратилась. Осенью 1941 года в  Саратовской области началось формирование воздушно-десантных корпусов и подготовка их к боевым действиям с немецко-фашистскими захватчиками. Для обеспечения работы десантных корпусов требовалось создание специальных авиационных частей- планерных и подготовка пилотов-планеристов для выполнения заданий в тылу противника.

    04.09.41 г. Саратовская ВАПШ переформирована в Военную авиационную планерную школу (ВАПШ) по подготовке пилотов-планеристов и передана в состав Воздушно-десантных войск Красной Армии. Личный состав школы перешёл на обучение курсантов по программе военного времени; сократилось время, отводимое на изучение теоретического курса, прошло переучивание личного состава на эксплуатацию планеров А-2, Г-9 и Ш-10. 10 октября 1941 года на аэродром Энгельс из Краснодарского объединенного авиационного училища прибыла авиагруппа в составе 43 самолетов Р-6 с экипажами из инструкторов, сформированных из летчиков и слушателей Летнабовского училища. Вместе с прибывшей группой самолетов Р-: прибыла группа самолетов ДБ-3 из Полтавских авиационных курсов усовершенствования и группа самолетов ТБ-3 из Харьковского училища. Эта группа составила базу для создания авиации ВДВ КА. Из этих авиационных групп были сформированы 6 отдельных авиаэскадрилий: 1-я авиаэскадрилья – командир АЭ капитан Фиан; 4 – капитан Столяров; 7-я – капитан Неаронов; 8-я – ст. л-т Медведев; 9-я – капитан Гурьев; 10-я – капитан Мамонтов.
Перечисленные отдельные авиа эскадрильи были приданы соответствующим десантным корпусам ВДВ КА и в течении ноября – декабря 1941 года занимались выброской парашютистов с учебной целью, переброской с окружных складов вооружения и обмундирования для корпусов
Школа продолжала работу по решению новых задач Родины.К концу 1941 года задача подготовки постоянного состава была решена.

    В феврале 1942 года школа произвела первый выпуск пилотов-планеристов.
Весной 1942 года, по личной просьбе, начальник Саратовской ВАПШ майор Я.В. Уткин убыл на фронт. С 7 июня по 8 июля 1943 года командовал 438-м истребительным авиационным полком. Выполнил более 70 боевых вылетов. Погиб 8 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге. Начальником школы был назначен полковник Одинцов Михаил Семёнович, который
занимался подготовкой планеристов-ночников, способных совершать полёты в тыл противника и посадки на неподготовленные и малоразмерные площадки. Принимал активное участие в разработке курса учебно-лётной подготовки (КУЛП) планеристов, в выпуске методических бюллетеней по вопросам подготовки и выполнения полётов на планерах.

   В годы войны военные планеры использовались  для доставки войск и вооружения в зону боевых действий. К месту старта планеры буксировались транспортными самолетами или бомбардировщиками. Иногда один самолет тащил за собой целую сцепку из нескольких планеров. Отцепившись, планер мог продолжить управляемый полет на длительные расстояния и бесшумно приземлялся на небольшие грунтовые площадки. К сожалению, планер,  как правило, использовался только один раз, а дальше уничтожался. Поэтому изготавливался он из дешевых материалов, ткани и дерева. Боевые планеристы участвовали в Сталинградской битве, в рельсовой войне советских партизан, доставляли грузы, вооружение, людей на фронт и в тылы противника.

   Первую боевую задачу учебный планерный полк, созданный в Саратовской области выполнял по доставке грузов партизанам Белоруссии на транспортных планерах. Первыми пилотами-планеристами, открывшими в ноябре 1942 года боевую историю полка и первыми в истории воздушного флота страны, совершившими боевые полеты на планерах были:

- ст. сержант Селезнев Иван Васильевич (погиб в 1943 году при авиационной катастрофе); Никашев; Чеботарев; Андрейченко (пропал без вести);
- Григорьев (погиб при выполнении боевого задания).
В эту первую боевую, малую по своему размеру операцию, доставлено в тыл противника 5,5 тонн боевого груза.

   25.05.42 г. Школе вручено Боевое Знамя. Во время Сталинградской битвы советские войска столкнулись с большой проблемой. В районе Сталинграда в 1942 года рано ударили морозы (2-3 ноября) и поставили под удар всю боевую технику. В войсках обозначилась крупная недостача антифриза. В условиях морозов в степи резко снижалась боеготовность боевой техники. Антифриза нужно было много (20-30 тонн), а доставить было крайне сложно. Все основные запасы антифриза находились под Москвой, и авиаторы решили доставить их на планерах. Были сформированы два авиапланерных полка, пилоты которых прошли подготовку для полётов в ночное время. На скорости 80 км в час планеры  осуществили боевое задание по ночам четверо суток с 12 по 16 ноября. После выполнения задания  защитники Сталинграда пускали их планеры на дрова., 60 полётов совершили планеристы, доставив  войскам Сталинграда 50тонн антифриза. Выпускники школы воевали на фронте, а школа продолжала подготовку пилотов планеристов до конца войны. После окончания войны школа перебазирована в Пугачёв Саратовской области и переименована в авиационное планерное училище ВДВ, в  1952 году училище получило наименование 160-го военное училище лётчиков, с 1953 года перешло на освоение вертолётов. С 1960 года училище располагается в Сызрани Самарской области.

5. Сар планер   6. занятия в сар план   7. десантно-транспортные планёры

 

в разделе: Воинские формирования Просмотров: 2380 Комментариев: 0
0

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Суббота, 23 ноября 2024



s5 logo

Наш адрес:

413119

Энгельс-19 ,
посёлок Приволжский

4-й квартал дом 3

Связаться

susanna_saratov@mail.ru

8(987)3650680 

Статус сайта:

S5 Box

Login

Register

Счетчик Яндекс

  Яндекс.Метрика